Новости, объявления, справочник Бердянска

Войти | Регистрация

23
ноября



Анекдот
Новость: В будущем году весь научный мир отметит 316-летие со дня рождения великого немецкого физика Фаренгейта - или, что абсолютно то же самое, 160-летие со дня рождения Цельсия.

Заслуженный изобретатель Георгий Можаровский Бердянец разрабатывал боевую технику для Красной армии


«Живописно расположился Бердянск на берегу моря. Таких городков было много на побережье, но мне казалось, что лучше моего родного Бердянска нет и не может быть. Нигде не найти таких замечательных дынь, арбузов, абрикосов, такого вкусного винограда, нигде так не клюет рыба. Так думали все мы, местные мальчишки, часами сидевшие с удочками на пристани». Г.М. Можаровский
Книга «Пока бьется сердце», 1973 г.



К сожалению, далеко не все, о чем вспоминает наш земляк, на сегодняшний день сохранилось. Не найти на рынке замечательных дынь «колхозница», вкусного винограда «березка», уже забыт вкус азовской осетрины и ее черной икры, не клюют селява и рыбец. Да и на пристань местных мальчишек уже не пускают. И идет все к тому, что приберут к своим рукам местные олигархи прибрежную землю, огородят высокими заборами «прихватизированные» угодья, и очередное поколение мальчишек на море сможет смотреть лишь издалека.

Автор биографической книги «Пока бьется сердце» Георгий Миронович Можаровский родился в г. Бердянске. Здесь же прошло его детство и проявилась склонность к изобретательству.
У него были три сестры и два брата. Вместе с матерью и отцом они жили в одноэтажном доме, к которому примыкал открытый летний кинотеатр с загадочным названием «Буфф». В теплое время дети могли бесплатно смотреть фильмы через забор и были счастливы этим.

Многочисленная семья жила скромно. Отец, Мирон Владимирович Можаровский, был очень отзывчивым и добрым человеком. Он умер в возрасте тридцати девяти лет от менингита, мать осталась с шестью малолетними детьми. Самому старшему было в то время десять лет, а младшей сестренке – девять месяцев. Все заботы легли на плечи матери. Она стала преподавать музыку в женской гимназии, а каждый из детей имел свои обязанности по дому и добросовестно их выполнял.

Георгий к этому времени учился в реальном училище. Незабываемым событием, повлиявшим на его дальнейшую жизнь, явился приезд в Бердянск из Одессы знаменитого летчика Сергея Уточкина для демонстрации полета на французском аэроплане «Форман». Несколько позднее, в 1919 году, такого типа аэропланы «Форман ХХХ» стали выпускаться в Бердянске на заводе «Вдова Матиас и сыновья».

После того, как Георгий увидел летящий в небе аэроплан, ему стало ясно, что будет или пилотом, или, в крайнем случае, конструктором аэропланов.

Он с товарищами начал искать какие-нибудь книжки, где рассказывалось бы, как надо «делать» самолеты. Им повезло: нашли руководство для постройки моделей. Но, несмотря на все старания, первая сделанная ими модель так и не взлетела. Зато вторая поднялась в воздух и даже какое-то время летала над их головами, а потом стала терять высоту и врезалась носом в землю. Затем мальчишки пытались построить модель аэроплана собственной конструкции, но, потерпев несколько неудач, оставили эту затею. Таким образом, начало изобретательству было положено.

Первым его изобретением стал нотолистатель, сделанный для матери. Устройство было очень простым: к каждому листу нот присоединялась легкая реечка с зацепкой, и ноты перелистывались последовательным нажимом на педаль. Этот нотолистатель стал первым шагом на длином и трудном пути будущего изобретателя-конструктора.

Окончание реального училища совпало с Октябрьской революцией 1917 года. Георгий поступает учеником слесаря на небольшой «Русско-американский кооперативный механический завод», размещавшийся в большом хлебном амбаре усадьбы купчихи Глебовой по ул. Лисовской №2 (ныне ул. Куйбышева). Для начала ему поручают подсобные работы, затем переводят на штамповку ложек. Штамповали их на двух прессах: на одном вырубали плоский контур ложки, на другом выдавливали ее форму. Георгий работал на штамповке плоских контуров, но затем предложил объединить резку и выдавливание ложек в одном штампе. Через несколько дней были разработаны чертежи, изготовлены детали и собран штамп. Так в производство было внедрено первое рационализаторское предложение, за которое Георгий впервые был премирован. На память об этом дне главный инженер торжественно вручил ему ложку, которую он потом долго возил с собой.

Работая над штампом, Георгий ясно понял, что надо уметь делать расчеты и чертежи самому. Но об учебе нечего было и думать: шла гражданская война. В город входили то «белые», то германские войска с отрядами украинских националистов, то отряды батьки Махно. Нормальная жизнь началась только осенью 1920 года, когда Бердянск заняли регулярные части Красной Армии.

Проработав около года техником в отделе топлива уездного совнархоза, Георгий окончательно решил получить высшее техническое образование. Его сестра Валентина училась в музыкальном училище в г. Воронеже, где открылся политехнический институт и начался прием на первый курс, и Георгий решил ехать в Воронеж. В дорогу мать дала сухари, несколько сушеных тараней, немного денег – и он отправился в путь. С учебой сложилось удачно: его приняли в Воронежский практический политехнический институт. Но нужно было думать о том, на какие средства жить. И он устраивается работать в мастерскую по изготовлению вывесок.

Жизнь была заполнена до предела, времени не хватало. Выручали только молодость и поставленная цель: спал три-четыре часа в сутки, ел неизвестно когда и неизвестно что, а главное – не придавал значения такого рода сложностям и трудностям. Но вскоре произошло неожиданное: институт закрыли. И Георгий в июле 1923 года отправляется в Москву с рекомендательным письмом от воронежского изобретателя В.П. Смирнова к московскому изобретателю И.Ф. Кучерову. Тот жил бедно, но предложил остановиться в его комнате, спать пришлось на полу.

К вступительным экзаменам в Военно-воздушную академию Георгий был допущен, пройдя мандатную и медицинскую комиссии.

В наше время много говорится о сложностях в организации учебного процесса в наших учебных заведениях, о большой перегрузке учащихся. А в то время для того, чтобы поступить в академию, необходимо было при поступлении сдать двадцать два экзамена. Георгий Можаровский эти экзамены сдал и был зачислен учащимся академии в 1923 году. Дали ему место в общежитии, выделили обмундирование и установили оклад 44 рубля – огромные для него в то время деньги. В 1925 году женился.

Во время учебы в академии им было разработано несколько устройств для авиации. За одно из них – прицел для бомбометания, работающий на принципе синхронизации – он с товарищем-соавтором получил грамоту Революционного Военного Совета СССР и ценный подарок – часы «Омега».

Преддипломная практика проходила в Севастополе в воинской части гидроавиации и на кораблях Черноморского флота. Тема дипломного проекта – «Катапультный гидросамолет для корректирования артиллерийской стрельбы с корабля по кораблю». Руководителем дипломного проекта был назначен В.Ф. Болховитинов, ставший впоследствии известным конструктором, создателем первого отечественного реактивного самолета БИ-1, доктором технических наук, генерал-майором инженерно-технической службы.

Помимо конструкции гидросамолета в дипломном проекте были разработаны несколько приборов, необходимых для корректировки артиллерийской стрельбы.

После защиты диплома Георгий Можаровский получил высшее техническое образование, звание инженера-механика Военно-воздушного флота и был направлен в конструкторское бюро опытного морского самолетостроения, где приступил к исполнению обязанностей помощника прораба. Вскоре ему самому пришлось строить гидросамолет – морской разведчик ближнего и дальнего действия лодочного типа. После окончания сборки гидросамолет Георгия Можаровского отправили на берег Азовского моря, где прошли его детские и юношеские годы. Здесь были проведены первые испытания, доводка самолета, повторные испытания, после чего самолет отправили в Севастополь, где передали в распоряжение военно-морской базы.

Вскоре Г. Можаровского направляют в другое конструкторское бюро, которое возглавляет французский конструктор Поль Ришар. В этом же КБ работали С.А. Лавочкин – будущий генеральный конструктор, генерал-майор инженерно-технической службы; С.П. Королев – будущий главный конструктор ракетно-космических систем, академик, дважды Герой Социалистического труда.

После того как КБ П. Ришара прекратило свое существование, Г. Можаровский перевелся работать на завод в Центральное конструкторское бюро, создававшее новые самолеты: истребители, бомбардировщики, штурмовики. Здесь он возглавляет отдельную экспериментальную лабораторию со своей независимой базой, тиром, складом оружия и боеприпасов.

В августе 1931 года он стал работать в ЦАГИ – Центральном аэрогидродинамическом институте, конструкторское бюро которого возглавлял А.Н. Туполев и где работали В.М. Петляков, А.А. Архангельский, П.О. Сухой и другие ведущие конструкторы, сделавшие серьезный вклад в развитие отечественной авиации.

1 июня 1936 года Г. Можаровский за создание новых образцов авиавооружения награжден орденом Красной Звезды.

В начале 1939 года он участвует в совещании в Кремле, посвященном качественному обновлению отечественной авиации и дальнейшему подъему уровня авиационной науки и авиапромышленности. В президиуме сидели И. Сталин, В. Молотов, К. Ворошилов. Сразу же после совещания по указанию И. Сталина Можаровского направляют в авиапромышленность. В 1940 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В этот период разрабатывает конструкцию самолета, предназначенного для борьбы с танками. 17 марта 1941 года его приглашают в Кремль, где он доложил И. Сталину об этом самолете. В первые же дни Великой Отечественной войны Г. Можаровский принимает участие в перевооружении бомбардировщика ТБ-7 (Пе-8). О выполнении задания было доложено И. Сталину, и 11 августа 1941 года эти самолеты вылетели на Берлин, долетели до цели и произвели бомбежку столицы третьего рейха!

С 1943 года по 1948 год Г. Можаровский преподавал в Военно-воздушной академии предмет «Вооружение самолетов».

В конце войны немцы впервые применили ракетное оружие, и их ракеты «Фау-2» были направлены на города Англии. Против СССР применить ракеты немцы не успели. Перед нашими специалистами была поставлена задача создания защиты от такого оружия, и уже в 1945 году запущен секретный проект «Анти-Фау». При Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Жуковского было создано научно-исследовательское бюро спецтехники во главе с Г.М. Можаровским, которое уже в конце года приступило к исследованиям по теме «Ракета против ракеты при радиоционном обеспечении». В 1949 году структурная схема системы Можаровского была представлена для защиты на комиссии НИИ-4 Вооруженных сил СССР.


P.S. Заслуженный изобретатель РСФСР, выпускник Бердянского реального училища Георгий Миронович Можаровский большую часть своей жизни занимался разработкой проблем вооружения самолетов, на его счету более 40 изобретений, официально подтвержденных авторскими свидетельствами. А сколько их было официально не зарегистрированных – сегодня это уже трудно установить.

Так уж случилось, что его изобретательская деятельность проходила под грифами «секретно» и «совершенно секретно». Засекречивались не только его работы, но и биографические данные. А потому даже сегодня ни в Интернете, ни в справочной литературе по авиации нет даже данных о годах начала и конца его жизни. К счастью, в 1973 году им была издана книга «Пока бьется сердце», в которой он рассказывал немного о себе, о том, как рождались некоторые его изобретения, о его встречах с коллегами, имена которых теперь широко известны. И хочется верить, что с помощью местных краеведов-любителей и работников краеведческого музея мы еще сможем много узнать о нашем земляке.




информация предоставлена газетой "Город"



© 2009 - 2017г. Vnete.com.ua
г. Бердянск, Косенко Вячеслав
Нашли ошибку?    Добавить свою информацию    Обратная связь    Свадьба Бердянск Бердянск