Новости, объявления, справочник Бердянска

Войти | Регистрация

20
ноября



Анекдот
А давайте купим водки, девчонок снимем, набухаемся, чтобы потом всю неделю вспоминать, групповуху устроим!...
Нет, ну конечно, при условии, что билеты в Большой театр достать не получится...

Ветеран завода «Дормаш» Евгений Варавва: «На бердянском заводе дорожных машин мы работали на космос и оборону страны»


12 апреля отмечался Всемирный день авиации и космонавтики. 50 лет назад в этот день впервые в истории человечества гражданин СССР Юрий Гагарин совершил полет в космос. На космическом корабле «Восток» он сделал виток вокруг планеты Земля и благополучно вернулся обратно.


Это событие не оставило равнодушным никого. Юрий Гагарин открыл новую эпоху, и сегодня полетами в космос уже никого не удивишь. Но если говорить о бердянцах, то мало кто знает, что наш город был тоже причастен к полетам советских космонавтов, а также к развитию ракетостроения в СССР. Более того, завод «Дормаш», где изготавливалось наземное технологическое оборудование для ракет, был единственным таким предприятием на весь Союз. Однако данный факт в советские времена не просто не афишировался. Это считалось государственной тайной.
Сегодня же, спустя 20 лет после развала СССР, ветеран завода дорожных машин Евгений Павлович Варавва, непосредственно руководивший выпуском спецтехники, посчитал возможным рассказать нашим читателям о том, чем занимался «Дормаш» и чем по праву могут гордиться все бердянцы.


Евгений Павлович Варавва отдал заводу «Дормаш» 32 года (с 1961 по 1993 год). Он был начальником бюро, заместителем главного конструктора по спецпроизводству, замдиректора завода, начальником СКТО. Награжден правительственными наградами. Он работал на выпуске спецтехники, которая на «Дормаше» занимала две трети объема производства. На дорожные машины приходилась только треть производства предприятия. Теперь об этом можно рассказать.
Добавим, что, уже находясь на заслуженном отдыхе, Евгений Павлович участвовал на общественных началах в реконструкции пр. Ленина и набережной. Будучи помощником начальника штаба по инженерным вопросам, он курировал строительство малого и большого фонтанов, узлы которых разработаны им, памятников «Бычку-кормильцу», Николаю Шаульскому, барельефа Кунгурцева, солнечных часов и ряда других объектов.
На фото: 1989 год, вечер в ДК «Дормаш» по поводу награждения Е.П. Вараввы «Орденом Почета»


«Освоение космоса в СССР стало возможным благодаря успешному развитию техники ракетостроения. Ни одна ракета – будь то искусственный спутник или космический корабль – не может взлететь без горючего и наземного технологического оборудования («наземки», как ее зовут ракетчики). Это аксиома.

Опередить другие страны в космосе позволило применение жидких составляющих топлива. Любая ракета — космическая, стратегическая или межконтинентальная — состоит из нескольких частей (ступеней). Для того, чтобы собрать, перевезти, установить ее на пусковой площадке или в шахте, заправить топливом, как раз и необходимо наземное технологическое оборудование. Та самая дормашевская «наземка».

Мало кто в Бердянске знал, что с пятидесятых годов завод дорожных машин активно участвовал в создании и изготовлении многих видов спецтехники для космических ракет. Изготовленные на заводе тележки 8Т135 и подъемно-стыковочные тележки – траверсы 8Т317 применялись в сборке составных частей (секций) ракеты, на которой взлетел в космос первый космонавт Земли Юрий Гагарин.


1972 год. Вручение коллективу завода Знака качества


Сейчас эта ракета лежит на бывшей ВДНХ на наших 135 и 137 тележках. Завод периодически изготавливал партии этих изделий до последних дней СССР.

Чтобы достичь уровня требований «оборонки», необходимы были кадры, культура производства. «Дормаш» 1950-1960 годов — это высококвалифицированные металлисты-машиностроители, стабильный коллектив, хорошо отлаженное производство. Так что сложные «космические» задачи коллективу были по плечу.

С каждым годом мы осваивали новые изделия. Они были сложнее предыдущих как по конструкции, так и по технологии изготовления. Изготовленные агрегаты отправлялись заказчику с гарантийным сроком вначале 10, затем 17 лет.

Именно за счет изделий спецпроизводства завод получил вторую категорию. По сложности машиностроительного производства заводу не было равных в городе, а в Союзе это был единственный завод, изготавливавший транспорт-но-стыковочные машины для космоса и ракетных войск стратегического назначения. Руководители Главспецпроизводства министерства присылали также заказы на изготовление наземного оборудования для ПВО Москвы. Для ракетчиков военно-морских сил мы делали транспортно-стыковочные машины, обслуживающие ракеты системы «Вода-воздух-вода». Наша транспортно-стыковочная машина СТ-64 доставляла в изотермическом чехле боеголовку ракеты и с пирса опус-кала ее в подводную лодку для стыковки головной части с ракетой-носителем. При проведении первых летных испытаний этого комплекса присутствовал в 1964 году Н.С. Хрущев. Он дал высокую оценку работе всех участников. После этого создатели комплекса, в том числе специалисты «Дормаша», получили правительственные награды. Тогда, в шестидесятые годы, из цеха завода вышло большое количество комплектов оборудования для заправочных станций ракет (баллистических).
В целом за 30 лет на «Дормаше» было освоено серийное изготовление более 50 видов агрегатов. Они базировались на автомобилях «Урал– 375», «МАЗ-543», «ЗИЛ-157», «ЗИЛ-131», железнодорожных платформах, автоприцепах и поездах.

Следует, наверное, пояснить, что «агрегат» — это не просто какой–то механизм. Это целый комплекс узлов, металлоконструкций, гидро– и электрооборудования, электронных блоков, пультов управления, приспособлений для поиска неисправностей и отказов. Поскольку изделие (части ракеты) требовало постоянного температурного режима, его помещали в изотермические чехлы, оболочки или контейнеры. Нужный температурный режим поддерживался обогревателями зимой и кондиционерами летом.

Выполнение инструкций «О противодействии иностранной технической разведке» не давало возможности бердянцам увидеть хотя бы внешний вид зачехленных агрегатов. Они уходили на пробеговые испытания ночью и возвращались также ночью.

Чтобы дать хотя бы приблизительное представление об изделиях «Дормаша» 90-х годов, попробую поверхностно описать последний агрегат, базирующийся на доработанном четырехосном «МАЗе-543». Длина агрегата после сборки — 15 метров, ширина —3,6 м, высота — 4,6 м, вес — около 36 тонн вместе с изделием, Вес изделия — 8 тонн. Представьте себе эту махину. Особенно когда портал с 12-метровым контейнером, поворачиваясь на подшипниках задней балки шасси автомобиля, становится в вертикальное положение (90 градусов). Портал поднимался телескопическим четырехступенчатым гид-роцилиндром (диаметр — 350 мм, максимальная длина — 3 м, усилия на штоке —120 тонн).

Автомобиль поднимается на четырех домкратах и автоматически выставляется горизонтально. На агрегате установлены 32 вида гидроцилиндров с дистанционным управлением, насосная станция, лебедка с планетарным редуктором и приводом, автономный источник электропитания на 8 кВт и прочее.

Для изготовления всего вышеперечисленного в стенах нашего завода необходимо было иметь многое: кадры, оборудование, прогрессивные технологии. «Дормаш» первым в городе освоил сварку нержавеющих сталей и алюминиевых сплавов аргонно-дуговой и контактной сваркой, раскатку гильз гидроцилиндров и хромирование внутренних поверхностей их, употребление гальванопокрытий. Всего не опишешь. В цехах были созданы специализированные участки по изготовлению электроаппаратуры, систем гидравлики. Чистоте рабочих мест уделялось особое внимание.

Каждый вновь запускаемый агрегат проходил через руки инженерно–технических работников. Начиналась отработка документации. Кстати, агрегат, о котором мы говорили выше, изготавливался и собирался по 20 тысячам чертежей оригинальных деталей и сборок. Это не считая нормализованных и ГОСТовских... Технологи занимались поэтапной подготовкой производства, проектированием оснастки, инструментов. Они же вели контроль в процессе производства. Сборку вели высококвалифицированные бригады слесарей, сварщиков, гидравликов, механообработчиков и других. За качеством следили военпреды Минобороны. Брака не допускали.

Огромную работу в отработке конструкций и освоении серийных выпусков спецпродукции проводили директор завода М.Н. Губанов, главный конструктор Е.Г. Забыворот.

Работая с ними, мы смогли вырастить грамотных конструкторов, таких, как А.Г. Ковпак, Е.Н. Дорофеев, К.Д. Божко, Б.И. Руденко, Г.Б. Маркин и других. Все они оперативно решали все возникающие в процессе изготовления и отладки вопросы. Хочу отметить еще технологическую службу: заместителя главного технолога М.Б. Мангуби, Е.Г. Гречко, начальников цехов И.В. Кусакина, Н.Р. Григоренко, В.Г. Михновича и многих других.

Многие ИТР, рабочие были награждены правительственными наградами. Но тогда об этом нельзя было говорить...

Созданный на заводе специальный конструкторско-технологический отдел насчитывал более 50 ИТР.

С распадом Союза распался отдел и все спецпроизводство «Дормаша». Жаль. То, что создавалось десятилетиями, было утрачено очень быстро. И город, и страна от этого только проиграли».




информация предоставлена газетой "Город"



© 2009 - 2017г. Vnete.com.ua
г. Бердянск, Косенко Вячеслав
Нашли ошибку?    Добавить свою информацию    Обратная связь    Свадьба Бердянск Бердянск